По белорусской традиции хотя бы раз в год автомобильный бизнес в нашей стране от чего-нибудь лихорадит. То повышение ставки НДС, то введение утилизационного сбора, то новый повод - так называемый указ о специмпортерах, согласно которому с 1 июля в стране планируется установить исключительное право государства на ввоз товаров, аналоги которых производятся на территории республики. Такими товарами, кроме прочих, признаны и автомобили, право на импорт которых будет всецело представлено ОАО «МАЗ». В ситуации, когда никто даже не представляет, как прописанное в проекте указа будет претворяться в жизнь, в СМИ появляются уверенные утверждения о том, что все это будет иметь эффект, что страна идет правильным путем.
Понятно, что появление этого проекта преследует вполне понятную и прозрачную цель – усилить импортозамещение и разгрузить склады отечественных производителей. Принимаемые до этого меры не дали ожидаемого эффекта, улучшение конкурентоспособности белорусских товаров за счет повышения качества и снижения стоимости до сих пор остается целью, возвышающейся над возможностями, поэтому стране нужен новый «стимулятор», по традиции желательно запретительный. В свете этого государственные мужи не придумали ничего лучше, чем опустить «железный занавес». МАЗ не потянет…
В нынешней ситуации трудно делать какие-то прогнозы. Одни предполагают, что крупные ретейлеры будут вынуждены приостановить работу на полгода и на это же время распустить коллективы, другие надеются, что будут продуманы какие-то альтернативные условия. Но все сходятся во мнении, что кандидат в специмпортеры Минский автозавод попросту не потянет непростую импортерскую ношу.
- Производить и продавать - это две разные вещи, - говорит Вадим Бохан, управляющий компанией «Оптимальный транспорт», сервисным партнером Hyundai Truck. - Если честно, я даже не представляю, как ОАО «МАЗ» сможет за такое короткое время заключить такое количество соглашений, а главное - на каких основаниях? Даже люди, которые там работают, сами с трудом представляют, как они будут этим заниматься. Кроме всего прочего, автопроизводители не работают с госпредприятиями - это общемировая практика. В свете этого совершенно непонятно, кто и как создавал этот проект указа.
Стать импортером не так просто, как кажется. И дело не только в нежелании мировых компаний работать с организациями государственной формы собственности. Никакой завод не подпишет импортерство с тем, что сегодня есть у МАЗа. И если кто-то думает, что можно прийти к производителю, показать ему направление правительства - и дело сделано, то он очень сильно ошибается. - Люди, которые готовили этот проект указа, наверное, живут на необитаемом острове, - разделяет мнение коллеги заместитель генерального директора по реализации автомобилей холдинга "БелГАЗавтосервис", член правления БАА Андрей Провоторов. - Не знаю как в других сферах, которые попадают под указ, но в нашем деле люди годами добиваются импортерства. Для этого нужна команда, соответствующая финансовая составляющая, дилерский центр, в конце концов. Что из этого есть у МАЗа? Нельзя прийти и сказать: «Я с 1 июля буду возить вашу технику». Это просто смешно! ГАЗ на новости из Беларуси отреагировал отрицательно. Заключать договоры с МАЗом производитель, как мне известно, не намерен.
Потеряют все
Идея отдать импорт в монополию государства, особенно в той части, которая касается автомобильного бизнеса, не кажется нелепой, пожалуй, только тем, кто готовил проект указа. Понятно, что цели ставятся высокие, однако не нужно терять рассудок, иначе борьба «с недобросовестными поставщиками» (именно под таким соусом документ был подан на рассмотрение президенту) может лишить государство той прибыли, которая поступает в казну сейчас.
Механизм действия документа неизвестен, вряд ли его продумывали, считают представители автомобильного бизнеса. Как и в случае с утилизационным сбором, никто не выносит положения указа на общественное обсуждение, однако даже на данном этапе от документа никто не ждет ничего хорошего.
- Я не знаю, какая роль будет отведена уже действующим импортерам, - размышляет Андрей Гаврилов, заместитель гендиректора импортера Ford в Беларуси. - Самый простой вариант, который мне видится, - это получение разрешения на дальнейшую работу от специмпортера. Иными словами, тот самый специмпортер будет решать, кому работать, а кому нет. Понятно, что все это будет непросто, и пока мы будем разбираться со всеми этими делами, люди поедут за машинами в ту же Россию, с которой у нас нет границ, где все понятно и дешевле. Люди просто начнут вывозить валюту из страны, что явно не в интересах государства.
Принятие указа обязательно спровоцирует очередное повышение цен, а также рост так называемого «серого» ввоза, уйти от которого так давно мечтали в нашей стране, считают представители автомобильного бизнеса. В ситуации, когда физическое лицо будет иметь право покупать что угодно и где угодно, без каких-либо ограничений со стороны государства, иное развитие событий трудно предположить. А «серый» ввоз - это ни налогов, ни рабочих мест, ни зарплат людям. В свете этого движение «в правильную сторону» весьма сомнительно, потому что от такого специмпортерства потеряет и государство, и потребитель.
Кроме того, многие уверены, что такая непопулярная мера, как навязывание отечественного, не повернет людей к родным товарам, а скорее наоборот. - Мы живем не в Советском Союзе, нельзя вот так просто взять и закрыть импорт, - говорит Андрей Провоторов. - После последних событий в сфере автобизнеса отток клиентов из числа физлиц у нас составил 25-27 процентов, если указ вступит в силу, будет плюс еще примерно столько же. Люди будут искать обходные пути. Нельзя заставить человека, грубо говоря, пересесть на Geely, если он этого не хочет. И чем сильнее будут навязывать, тем более явным будет обратный эффект. Все это подкашивает доверие народа к власти.
Временная мера
Минпром и не скрывает, что введение института специмпортеров - мера временная, если не сказать - экспериментальная. Но что-то подсказывает, что отведенного до 1 января времени не хватит даже на то, чтобы заключить контракты с производителями, не говоря уже о получении какого-то экономического эффекта.
- Хуже всего неопределенность, - говорит А.Провоторов. - Когда не знаешь, чего ждать и откуда. Белорусская автомобильная ассоциация отослала несколько писем с просьбой учесть и наше мнение, но будет ли от этого хоть какой-то результат, непонятно.
К слову, непонятного в проекте указа гораздо больше, чем понятного. Какая участь постигнет ныне существующих импортеров? Кто в случае введения института специмпортеров возьмет на себя гарантийные обязательства по обслуживанию автомобилей? Что будет с моделями, аналоги которых не производятся в Беларуси (микроавтобусы, минивэны, легкая коммерческая техника)?.. Вопросов, как всегда, больше, чем ответов, а до часа икс осталось чуть больше десяти дней.
Елена ШЕМЕТ ABW.BY
 
|