Машина сбила человека и, даже не остановившись, уехала. К сожалению, такая ситуация не редкость, особенно когда на улице темно. Наверное, у многих в этом осенне-зимнем сезоне складывается ощущение, что мы живем в условиях полярной ночи. На работу идем чуть ли не на ощупь, возвращаемся в еще большей темени. Возможно, с этим связан рост количества ДТП с участием пешеходов? В ГАИ подтверждают: да, сезонный всплеск есть. А вот чем объяснить тот факт, что водители, наехавшие на человека, зачастую скрываются с места происшествия? Уж точно не длиной темного времени суток, а какими-то другими категориями.
Поиски иной раз длятся несколько недель или даже месяцев. Но преступников за рулем все равно находят и привлекают к ответственности по всей строгости. Обо всех тонкостях этой трудоемкой, скрытой от посторонних глаз работы следователей узнала корреспондент «Р».
Рано или поздно
В Минске с января по ноябрь зарегистрировано 450 случаев наезда на пешеходов, в 91 из них водители скрылись. По словам заместителя начальника отдела оперативного реагирования и розыска ГАИ Мингорисполкома Дмитрия Щербы, примерно 70 % таких преступлений раскрываются. Статистику портят так называемые неочевидные ДТП. Например, когда в больницу попадает изрядно выпивший гражданин и на вопрос «Что с вами случилось?» — отвечает: «Может, попал под машину». Даже если и так, он вряд ли будет помнить не то что марку, но и цвет автомобиля. В таком случае отыскать водителя будет крайне сложно, а то и вовсе невозможно. Совсем другое дело, если на месте ДТП остается, как говорят разыскники, «следовая» информация. Любая зацепка — марка, цвет, цифры госномера или регион, осколки фары или бампера — поможет в дальнейших разыскных мероприятиях.
В минском УГАИ много таких детективных историй. Вот одна из них.
В прошлом году во дворе дома на перекрестке улиц Матусевича и Глебки автомобиль сбил пешехода и протянул его по земле, сняв скальп чуть ли не с половины головы. Водитель уехал.
— Прибыли туда ночью: темно, никаких следов, — рассказывает Дмитрий Щерба. — Уже начало светать, когда нашли молдинг с «фордовской» маркировкой. В автосервисе этой фирмы нам сказали, что такие молдинги устанавливались на модель «фокус», и уточнили, с какого по какой год. Цвет машины тоже удалось определить: на пластике осталась белая краска. Машин таких, как вы понимаете, в базе нашлось прилично. Но мы задействовали весь личный состав и уже буквально через полтора часа нашли водителя.
Разумеется, подобные преступления легче раскрывать по горячим следам. ГАИ в этом помогает Экспертно-криминалистический центр ГУВД. Если того требует ситуация, эксперты полностью исследуют машину. Например, берут образцы грунта на ковриках, чтобы определить, был ли водитель на месте ДТП. Иногда вину помогают установить ворсинки одежды или частички крови сбитого, которые находят на конструктивных элементах авто.
— Плотно работаем и с личным составом дорожно-патрульной службы. Часто бывает, что мы еще только получили информацию и не успели отреагировать, а кто-то из инспекторов уже задержал виновного. Например, остановил машину, потому что вызвали подозрения повреждения на ней, а оказалось, что два часа назад она сбила человека. Кроме этого, подозрительные машины находят на стоянках, которые периодически объезжают сотрудники ГАИ. Работаем все дружно, и это дает результат, — рассказывает Дмитрий Щерба.
Ничего не видел, ничего не знаю
Общего социального портрета «беглеца» не существует. Скрываться могут и дети, взявшие без спроса папин «мерседес», и люди почтенного возраста, как на «волге», так и на дорогом внедорожнике, и студенты, и рабочие. Грешит «побегом» с места происшествия не только сильный пол. В ГАИ констатируют: примерно четверть всех скрывшихся водителей — женщины.
Почему автомобилисты оставляют место ДТП? В ГАИ называют несколько типичных причин. Самая распространенная — страх предстоящего наказания. Причем некоторые ошибочно полагают, что, даже если они невиновны, их все равно накажут.
— Когда начинаем разбираться в механизме ДТП, проводить экспертизу, очень часто выясняется, что водитель не виноват: пешеход резко выбежал или не было возможности остановиться. Если бы водитель остался и оказал помощь пострадавшему, к нему не было бы никаких претензий. А так против даже невиновного в ДТП водителя может быть возбуждено уголовное дело за оставление человека в опасности, — говорит Дмитрий Щерба. — Если же виноват в аварии именно водитель, его еще привлекут к ответственности за нарушение ПДД, в таком случае срок наказания, предусмотренный в обеих статьях, может слагаться.
Еще одна причина, по которой уезжают с места аварии, — алкогольное опьянение. Само собой, не будут вызывать ГАИ в случае наезда на пешехода угонщики. Наконец, сбежать могут даже из-за отсутствия каких-то документов — страховки или водительского удостоверения.
А «отмазка», как правило, у всех одна: «Не почувствовал». Даже когда разбито лобовое стекло, на которое упал сбитый пешеход.
Впрочем, бывают неординарные случаи. Как-то в ГАИ позвонил очевидец: мол, видел, как машина сбила пешехода и, даже не остановившись, поехала дальше, но на дороге никого нет. Сотрудники, прибыв на место происшествия, убедились: действительно, ни тела, ни следов крови. Мистику развеял звонок из областной ГАИ, которая сообщила о трупе на своей территории.
— Выехали, посмотрели: заснеженная дорога, лед, мертвый человек. Прошли вперед, там буквально через 50 метров оказалась стоянка, а на ней — машина со следами крови, — вспоминает Дмитрий Щерба. — Оказалось, что водитель то ли сбил, то ли зацепил уже сбитого человека еще в Минске и «повез» застрявший труп дальше — всего километров двадцать. Тело отцепилось от машины, когда закончился асфальт и началась проселочная дорога. Водитель доехал до стоянки, поставил машину и ушел, ни о чем не подозревая.
По рукам?
Нередко водитель и сбитый им пешеход, отделавшийся легким испугом, «договариваются»: первый доставляет второго домой, возможно, компенсирует ему моральный ущерб, и они расстаются с миром. ГАИ не устает напоминать: даже если все решается вот так «полюбовно», оставление места ДТП может повлечь серьезные правовые последствия для водителя. К тому же постфактум может выясниться, что в дополнение к легкому испугу человек получил тяжелую травму. Вот лишь один из многочисленных примеров. Девушка сбила на пешеходном переходе военного. Он сам попросил ее не вызывать ни медиков, ни ГАИ. А ночью у него распухла нога, оказалось — перелом голени со смещением. Если судмедэксперт заключит, что это тяжкие телесные повреждения, водителю могут дать до пяти лет тюрьмы.
Часто бывает так: машину установили, водитель известен и прячется, но через пару дней является и во всем сознается. А вот чтобы с повинной приходили те, кого найти не удалось, практически не бывает. В ГАИ припоминают лишь одну историю из 1990-х. В деревеньке в Гомельской области водитель-женщина врезалась в свадебную процессию и насмерть сбила молодоженов. Машину свою сожгла, и никто ее не нашел. Лишь перед смертью от тяжелой болезни она созналась в содеянном.
В целом, отмечают в ГАИ, в розыске почти всегда есть водители, скрывшиеся с места аварии. Один из недавних беглецов — таксист на «Kia Clarus», сбивший человека на Романовской Слободе. Машина попала в зону видимости камеры одного из банков, однако на нечетком изображении не видно, что это за служба. Сейчас разыскники отрабатывают на причастность к этому ДТП все такси и обычные машины этой модели, зарегистрированные на территории страны. Также в розыске находится водитель, недавно сбивший пешехода на Партизанском проспекте. Машину нашли быстро: цифры госномера сообщили очевидцы. Однако сам автомобилист в бегах: дома не появляется, на работу не ходит. Его супруга даже написала заявление о том, что муж пропал без вести. Рано или поздно, уверен Дмитрий Щерба, обоих водителей найдут. Вот только наказание будет гораздо более суровым, чем могло бы быть.
Прямая речь
Станислав СОЛОВЕЙ, старший инспектор УГАИ МВД Беларуси:
— С этого года в Беларуси началась реализация бессрочной программы «Взаимопонимание», направленной на создание условий максимальной защищенности всех участников дорожного движения. Задачи программы — сформировать устойчивый уровень законопослушания, стимулировать взаимное понимание и уважение между участниками дорожного движения, повысить водительскую культуру, создать условия нетерпимости к агрессивному вождению и нарушителям ПДД. Особое внимание уделяется привлечению к участию в программе пешеходов. С 7 декабря по 7 января для своевременного выявления водителей в состоянии алкогольного опьянения и пресечения ДТП с их участием Госавтоинспекция проводит республиканскую профилактическую акцию «Останови беду!». Надо отметить, что сейчас граждане чаще звонят по номеру 102 и сообщают о том, что кто-то собирается в нетрезвом виде сесть за руль. ГАИ поощряет тех, кто действительно останавливает беду: таким людям мы вручаем грамоты, денежные премии.
Цифры
По информации УГАИ МВД, за 11 месяцев этого года в стране произошло 1951 ДТП с участием пешеходов, из них по вине самих пешеходов — 843, в которых 262 человека погибли и 607 получили ранения различной степени тяжести. 470 ДТП произошли по вине водителей, которые скрылись с места аварии. Из них около 80 % — это наезды на пешеходов, в которых 86 пешеходов погибли, 429 ранены.
Кстати
Среди всех дней недели наибольшее количество ДТП приходится на пятницу, на втором месте — вторник. По тяжести последствий аварий лидирует воскресенье. Самыми аварийными месяцами являются март и апрель.
av.by
 
|