Вот попала под раздачу и «Белоруснефть»: американцы вписали фирму в свой блэк-лист. А нечего, мол, инвестировать в режим Ахмадинежада, который дразнит мир ядерной программой. Сама по себе новая неприятность для официального Минска вроде бы и не смертельна, но факт то, что в последнее время снаряды ложатся все гуще, все ближе к окопу «последней диктатуры Европы».
Вашингтон идет на принцип
Насколько болезненными могут оказаться для белорусских властей санкции против «Белоруснефти»?
Вашингтон не может, естественно, физически помешать Минску и Тегерану в кооперации разрабатывать месторождение Джофейр. Янки могут укусить «Белоруснефть» лишь в той степени, в какой она ведет бизнес в США или через США.
А эту степень, судя по спичу представителя Госдепа Марка Тонера, смутно представляют и сами инициаторы санкций. Мол, «даже если сейчас она («Белоруснефть». — Naviny.by) не ведет в США коммерческую деятельность, у нее будет ограничена возможность работать в США в будущем».
То есть, тут, скорее, действует символизм, типа: никому спуску не дадим!
А вообще, после того как американцы ввели в 2007 году санкции против «Белнефтехима», Минск, скорее всего, подстраховался и минимизировал риски своих ведущих компаний в зоне досягаемости США. Такое мнение высказал в интервью для Naviny.by белорусский аналитик-международник Андрей Федоров.
Минский эксперт в области нефтяных поставок Сергей Чалый, в свою очередь, отметил в интервью для Naviny.by, что новые американские санкции способны таки достать «Белоруснефть». В частности — «затронуть поставки технологического оборудования для разведки, добычи, модернизации».
А вот Европа, добавил собеседник, вряд ли поддержит Америку в плане наезда на белорусскую нефтянку. Во-первых, европейцы в принципе дуют на воду, во-вторых, имеют барыши как на белорусской солярке, так и на транзите нефти для нас.
Другое дело, что действиями 19 декабря и после Минск сам бездарно испортил отношения с Европой. И, соответственно, развязал руки Москве.
Москва ковыряет изюм из булки
Нефтяные соглашения с Россией покрыты мраком, но по сливам можно судить: теперь она, по сути, выдвинула мягкий ультиматум: хотите беспошлинной нефти — покупайте только у нас!
Иначе говоря, объем российских преференций зависит от того, насколько выберет белорусская сторона условленную с Россией нефтяную квоту. Станет синеокая сестра «гулять на стороне», разбавлять российскую нефть венесуэльской ли, азербайджанской, иранской — автоматом вырастет так называемая премия российских компаний-поставщиков.
Короче, получается этакий налог на альтернативные поставки. И весьма обременительный. При том что они и сами по себе влетают в копеечку: у черта на рогах закупаем!
Понятное дело, в плане геополитики, национальной безопасности овчинка стоит выделки. Ради укрепления многовекторности, а в итоге — независимости, можно было бы и не экономить на спичках.
Но сейчас белорусские финансы поют романсы, о чем знает у нас уже не только экономический мэтр Леонид Заико, но и каждая бабушка. А срочно дать денег может только Москва. Но — на своих условиях. Которые, как заявил недавно российский министр финансов Алексей Кудрин, близки к условиям МВФ.
По мнению Сергея Чалого, уж лучше было бы отдать предпочтение МВФ. Но политическая конъюнктура не та, чтобы с западными воротилами быть на короткой ноге. И потому приходится в тяжелой закулисной борьбе исподволь сдавать позиции Москве. «Где коготок увяз, там и всей птичке пропасть», — так обрисовал процесс собеседник.
В частности, считает эксперт, действует и психологическая привязка: «Поскольку уже много уступок России сделали, трудно от нее отказаться. Работает так называемый эффект омертвленных издержек».
При этом Сергей Чалый далек от мысли, что российский капитал завтра скупит всю Беларусь. Напротив, по его сведениям, некоторые белорусские начальники «были в сильном шоке, когда узнали, что никому наши активы особо не нужны. Кроме пары-тройки».
То есть весьма похоже, что Москва теперь может даже выбирать. Выковыривать изюм из белорусской булки.
В свою очередь, аналитик Андрей Федоров отмечает, что белорусско-иранский нефтяной проект, «хотя разговоры идут давно, сам по себе не выглядит очень уж эффективным».
Действительно, даже в идеале под крышей этого проекта намечалось добыть 9,3 миллиона тонн нефти за десять лет. Что на порядок меньше масштабов нефтяного сотрудничества Беларуси с Венесуэлой. К тому же друг Чавес сдержал слово, танкеры давно пошли, а вот иранцы до последнего времени мудрили, кормили обещаниями. Теперь, утверждает посол Ирана, там уже вроде как добывают по 15 тысяч баррелей в день. Но это только половина запланированного.
Дружба с диктаторами вылезает боком
Не исключено, что под грифом «Джофейр» белорусские власти продвигали прежде всего пиар-проект. Покажем Москве, что на ней свет клином не сошелся!
Впрочем, с миру по нитке… Если учесть все в комплексе: сотрудничество с Венесуэлой, своп-схему замещения заокеанской нефти азербайджанским черным золотом, гешефт с Украиной по поводу прокачки нефти с Каспия через трубу Одесса — Броды, нащупанные маршруты перевалки через балтийские порты — то, согласитесь, вырисовывался уже кое-какой противовес российской нефтяной монополии.
Но сегодня Москва оседлала ситуацию и ломает Беларусь, чтобы отреклась от нефтяных альтернатив. И международная конъюнктура сейчас работает на Москву.
Тем временем представитель «Белоруснефти» подтвердил, что американские санкции ударят по поставкам технологического оборудования, зацепят финансовые потоки компании. В «Белоруснефти» считают, что Вашингтон зря ополчился: мы, мол, сами нефть на Джофейре не качаем, а занимаемся только бурением да обслуживанием скважин.
Американцев такие тонкости, надо полагать, мало колышут. Заметим: Беларусь вообще в значительной степени расплачивается имиджевыми и экономическими потерями за само пристрастие к сотрудничеству с авторитарными режимами антиамериканского толка.
Вон и Каддафи поставляли, апгрейдили оружие, еще в феврале в Ливию летал военно-транспортный Ил-76 из Барановичей. Формально от мирового сообщества «предъяв» никаких, это было ведь еще до санкций ООН. Но западная пресса просклоняла два режима в одной упряжке на все лады. Как чуть раньше — по поводу вертолетов для узурпатора Гбагбо в Кот-д’Ивуаре.
Официальный Минск постоянно попадает под информационный обстрел по типу: то ли он шубу украл, то ли у него украли. Уж больно друзья, как на подбор, все проблемные.
И потом, даже если игнорировать имиджевые пробоины, то по жизни друзья-диктаторы (коим можно, конечно, толкнуть немного стреляющего хлама) ну никак не помогут Беларуси решить коренные проблемы — модернизации экономики, привлечения инвестиций, инновационного развития. Ибо сами сидят в технологической галоше. Вспомним эпопею с попытками запустить у нас производство иранских «Самандов» — бледной копии далеко не свежей модели «Пежо».
По идее, такие вопросы надо бы решать на родине «Пежо». Равно как и на другие технологические вызовы искать ответы на продвинутом Западе. Но Западу после 19 декабря недальновидно показан большой кукиш. Последствия Беларусь только начинает расхлебывать.
av.by
 
|