На критику реагируют по–разному. Можно, например, тут же двинуть обидчику в ухо. Можно спокойно выслушать оппонента, а потом доказать свою правоту. Или, наоборот, признать ошибки... На публикацию в «СБ» о ситуации на 29–м километре трассы М6 (Минск — Гродно), где предпринимателя, желающего развивать придорожный сервис, загнали в тупик, ответственные чиновники откликнулись оригинально. Сначала обиделись, затем «двинули в ухо», а после и вовсе повернулись к инвестору известным местом, будто ничего не произошло.
Логика, которая хромает
Напомним, о чем речь. В материале «Бюро добрых слуг» (номер от 1 декабря 2010 г.) рассказывалось о человеке, который много слышал о высоких горизонтах частного бизнеса и особенно — о всесторонней поддержке развития придорожного сервиса. Именно поэтому предприниматель Виктор Повзун, директор минской туристической компании, решил выкупить фирму, владевшую двумя пунктами общественного питания на трассе М6.
От кафешки, которая по правой стороне дороги, в наследство ему досталось пепелище — осенью заведение сгорело. Не беда. Окинув взором окружающие ландшафты (рядом — стоянка, где регулярно паркуются «дальнобойщики», чуть дальше — родник, в неопрятном лесу — бобровая плотина), В.Повзун начал строить планы. На месте пожарища он вознамерился возвести солидное кафе с гостиницей, подготовил проект. Рядом мечтал организовать шиномонтаж. Стоянку хотел огородить, загаженный участок леса привести в порядок с прицелом под агроэкотуризм. С позиции того, что делается сейчас в государстве, планы правильные. С точки зрения здравого смысла — тоже. На неухоженную землю пришел хозяин, так, казалось бы, встречайте его хлебом–солью!
Но г–на Повзуна встретили бюрократы. Сначала ему сказали, что возводить капитальные строения в пределах 50 метров от проезжей части нельзя. На то есть соответствующее постановление, ведь это в перспективе может помешать развитию магистрали. Что ж, бизнесмен отступил с дороги и уперся в лес, где тоже не развернуться — благодаря другому закону и другому ведомству.
Получился парадокс. Законодательно все вроде бы и верно: ни кафе, ни какого–либо сервиса на 29–м километре быть не должно. А на выходе имеем околесицу — формалисты, четко исполняющие должностные инструкции, фактически ставят палки в колеса деятельности, объявленной у нас приоритетной.
«Поддерживаем и не возражаем»
Пока мы ждали реакции из инстанций, в газету звонили читатели. Многие предлагали инвестору «бросить дурное» — не бодаться с чиновниками, а вложить деньги туда, где спокойно. А куда вложить деньги, купить, к примеру, пансионат в Чехии или, вообще, домик в Майами.
Один из позвонивших, представившись Михаилом С., автора материала раскритиковал.
— Вроде бы все верно написали, а главный вывод сделать побоялись. Ведь ситуация с инвестором — это типичный механизм зарождения и раскрутки коррупции. Все сходится: есть нелогичный закон, есть упертые чиновники. Не ждут ли они конверта, чтобы решить вопрос?
Дискутировать с Михаилом мы не стали, ибо фактами не располагаем. Но резон в его предположении, пожалуй, есть.
А потом в газету пришли ответы
Министерством лесного хозяйства организована системная работа по наведению и поддержанию на постоянной основе порядка в лесном фонде, в том числе вдоль автомобильных дорог», — цитирую отрывок из письма, подписанного первым заместителем министра лесного хозяйства Ф.Д.Лисицей. В письме сообщается, что у нас утвержден и реализуется соответствующий комплекс мероприятий по наведению порядка в лесном фонде. В частности, возле сгоревшего кафе на 29–м километре «проведены мероприятия по уборке бытового мусора, обгоревших остатков строения». Там же убраны «ненадлежащего эстетического вида деревянный санитарный узел, место складирования дров бывшего кафе». На эту фразу стоит обратить особое внимание, о ней позже.
Ну а в целом, как видно из ответа, Минлесхоз «поддерживает предпринимательскую инициативу по созданию придорожной инфраструктуры» и «не возражает в изъятии земель лесного фонда для размещения придорожного кафе». Не против и Минтранс, также приславший в редакцию реплику: инвестору посоветовали обратиться в Минский райисполком, который, работая по принципу «одно окно», решит все его беды.
Выходит, вопрос закрыт? Здравый смысл победил? Человеку дадут землю, чтобы он усиленно работал, платил налоги и чтобы иностранным «дальнобойщикам» и туристам, не привыкшим бегать за кустики, не было неловко останавливаться на наших придорожных стоянках и парковках?
К сожалению, все оказалось не совсем так, как на бумаге. Даже совсем не так. Пока различные инстанции писали в редакцию бодрые строки, на 29–м километре трассы М6 устроили погром.
Ответ на критику
— Через два дня после того, как вышла статья, я приехал в свое кафе, — рассказывает В.Повзун, который тысячу раз пожалел о том, что обратился в редакцию. — Увидел людей в форме лесников. Они рушили беседки, расположенные рядом. Беседки не мои, они остались от прежнего хозяина и стояли там лет 5, а то и больше. В них часто отдыхали люди, проезжавшие мимо. Мы убирали там мусор, следили за порядком, в перспективе именно эту территорию хотели облагородить. Я спросил у лесников: мужики, где ваша совесть? Мне ответили, что, мол, ничего не знаем — это команда «сверху». И прямо сказали: раз ты у нас такой умный, раз ты у нас «писатель», то и получай.
Бизнесмен сфотографировал, как уничтожали имущество. Вот трактор «Беларус» подцепил, чтобы сломать, детские качели. Вот люди в спецодежде жгут скамейки. Кто–то лихо машет топором, разбирая туалет... Шифер, которым были накрыты беседки, бросили в кусты. Тот, что получше, забрали.
И ведь тех, кто организовал эту карательную акцию, ни в чем не упрекнешь. Формально они правы: качели, беседки, санитарный узел и прочие объекты стояли на землях гослесфонда незаконно. Формально это был «самозахват». Другое дело, что в нескольких километрах, на территории уже другого — Раковского лесничества, и беседки, и «грибки» имеют место быть. Да они и должны быть — повсеместно, особенно рядом с парковками и местами отдыха! Выходит, В.Повзуну просто отомстили?
— Если так, то отомстили не мне, а обычным водителям, «дальнобойщикам», которым сейчас и нужду, простите, справить негде, — пожимает плечами предприниматель.
И вновь продолжается бой
Впрочем, надежду бизнесмену все–таки дали. Он был на приеме в высокой районной инстанции. Там поддержали — обещали помочь с размещением кафе, но в итоге никто ничего не сделал...
— Куда мне идти, к кому обращаться? Теперь я окончательно дезориентирован, — печалится бизнесмен. — А ведь хотел получить не квартал в центре Минска, а всего лишь кусочек бесхозной земли. Кстати, если дорожники боятся, что через 5 лет в этих местах пройдет дорога и им, согласовавшим мне капитальное строение, придется сносить его за государственный счет, я готов подписать особый договор. С записью, что в случае необходимости буду сам обязан здание снести. Но и на такой компромисс чиновники не пошли.
Стоит добавить, что вопрос, куда же стоит обращаться инвестору, далеко не праздный. В ответе, который пришел нам из Минтранса, напомним, советуют первым делом идти в райисполком. В свою очередь, на предприятии «Белгипродор», ответственном за проектирование дорог, сказали, что разумнее посоветоваться сперва с ними. Именно в «Белгипродоре» владеют полной информацией о планах и перспективах развития дорожной сети в отличие от исполкомовских специалистов. В свою очередь, не исключаю, что и представители «лесного» блока могут дать похожий совет. Им тоже виднее, в какую сторону будет «развиваться» лес. Такое вот «одно окно» с тремя створками.
Суммируем и получаем знакомую картину: местная власть, районная и областная, обеими руками за развитие частного бизнеса. Иные же министерства, ответственные за согласования и документооборот, проявляют «принципиальность» и местечковые амбиции. Ничего, к сожалению, нового. Типичная наша «инвестмодель», когда одна рука по–дружески хлопает по плечу, а другая в это время крутит кукиш в кармане.
av.by
 
|