С белорусских парковок и дворов могут испариться автомобили, которые давно просятся в утиль. Исход "транспортного металлолома" поможет спровоцировать программа, предложенная государственным объединением "Белвтормет" и автоцентром "Атлант М Боровая" Ford. Вместо лозунга "Сдавайте металлолом” они предложили владельцам ржавеющих автокузовов хорошее вознаграждение. О новых гранях утилизации авто в студии TUT.BY рассказал директор автоцентра "Атлант-М Боровая" Ford Сергей Елистратов и генеральный директор ГО "Белвтормет" Алексей Аношко.
Вопрос утилизации старых автомобилей стал уже притчей во языцех для белорусской столицы. Было много идей, предложений, которые, в конечном счете, уперлись в отсутствие инициативы со стороны владельцев этих самых авто. Теперь Ford предлагает решение, которое подразумевает солидную выгоду при сдаче на металлолом отслуживших свой век авто. В чем смысл вашей программы? Может ли она сдвинуть с мертвой точки тысячи автомобилей, которые ржавеют в столичных дворах?
Сергей Елистратов (С.Е.): Недавно от коммунальных служб поступила информация о том, что во дворах было обнаружено более четырех тысяч брошенных автомобилей. Это, конечно, небольшая цифра. С другой стороны, наше предложение – это не панацея и не решение глобальной проблемы. Мы все знаем результаты программ утилизации, которые проводились в России. Фактически эти программы позволили лишь нивелировать проблему, а параллельно поднять уровень продаж машин российского производства. Естественно, мы не имеем возможности создать механизм утилизации аналогичный российскому. Наше предложение – это первый шаг, который должен быть сделан. И он очень актуален для автовладельцев, у которых нет иного выхода, кроме как сдать свои авто в утиль.
Таким образом, будет решаться экологический вопрос, а с другой стороны, мы будем продавать новые автомобили, вытесняя поддержанные автомобили, которые по многим параметрам не соответствуют современным требованиям безопасности.
Получается, что за ржавый автомобильный остов можно выручить в белорусских рублях порядка 1 100 - 1 200 долларов. При этом три миллиона рублей возможно потратить только на покупку нового авто в салоне "Атлант-М Боровая" Ford. Как вы считаете, будет ли такая схема пользоваться спросом? Не возникнет ли желания у автолюбителей сдавать в утиль автомобили, которые на рынке стоят дешевле тысячи долларов? Как это будет реализовываться на практике?
С.Е.: Особый проблем на практике нет. У нас совместно с "Белвторметом" разработана специальная технологическая и организационная схема. При сдаче автомобиля особых бюрократических проволочек нет. С момента объявления акции уже несколько человек благополучно сдали свои машины и получили сертификат, по которому они могут получить скидку. Все происходит по такому же принципу, как и раньше при сдаче автомобиля в утиль. Но если раньше на выходе человек получал относительно небольшую сумму, то на данный момент сдача автомобиля приведет к получению вознаграждения, эквивалентного приблизительно 1200 долларов. Из них три миллиона рублей можно потратить на покупку нового автомобиля Ford.
Как происходит сама утилизация? Приезжает эвакуатор и увозит машину?
Алексей Аношко (А.А.): На самом деле, существуют разные схемы. Если нужно, мы приедем и заберем автомобиль, но на сегодняшний день люди, которые подключаются к этой программе, сами доставляют автомобиль. Для этого нужно представить документ о том, что машина снята с учета ГАИ, - то есть, по сути, подтвердить, что это ваша машина, что вы ее не украли на улице или не нашли в лесу. Это единственный документ, который требуется при приемке.
И до этой акции нам сдавали и сдают старые автомобили и юридические, и физические лица, они принимались и принимаются, и за сданный металлолом мы выплачиваем денежную компенсацию.
Мы слышали только что о несопоставимой сумме. Сколько можно выручить за старый автомобиль, сданный в утиль?
А.А.: Если мы говорим о легковых автомобилях или тех машинах, которые подпадают под эту акцию – а это автомобили общей массой до 3,5 тонн, - то просто сдав автомобиль на металлолом, можно выручить от 250 тысяч до одного миллиона рублей. Кроме того, можно получить сертификат на три миллиона белорусских рублей и купить новый автомобиль Ford.
Не возникнет у автомобилистов желания сдавать в утиль автомобили, которые на рынке стоят меньше этих трех миллионов рублей?
С.Е.: Мы на это и рассчитываем. Пожалуйста, пусть сдают те автомобили, которые уже невозможно использовать, которые ржавеют и рассыпаются во дворах. Даже если учесть затраты на эвакуатор, эта сумма с лихвой покрывает расходы, и человек остается в прибыли.
В России недавно начала действовать аналогичная программа, стимулирующая спрос на российские авто. При этом помимо денег за металл и скидки участники получают еще и дотацию на покупку отечественного автомобиля со стороны государства. В Беларуси подобная схема возможна?
С.Е.: У нас совсем разные рынки. Россия приняла данную программу утилизации для того, чтобы поддержать своих производителей, собственный автопром. Но туда же попали иностранные марки автомобили – Ford, Renault. Сумма там предлагалась в 50 тысяч российских рублей – примерно пятая часть от стоимости автомобиля производства "АвтоВАЗ". Понятно, что это стимулировало рост продаж автомобилей, но это была вынужденная государственная политика для того, чтобы поддержать своих производителей. В Беларуси собственного производства автомобилей не существует, поэтому целесообразности участия государства не видно. С другой стороны, для того, чтобы решить экологический вопрос можно разработать определенные механизмы взаимодействия государства и автодилеров. Мы сделали первый шаг.
Как в идеале должна выглядеть схема по утилизации автомобилей в Беларуси? Вы говорите, что ваши шаги вряд ли спасут ситуацию. А что может спасти ее?
А.А.: Я думаю, только принятие специальных законодательных актов. Как это делается на Западе: там население мотивировано сдавать старые автомобили в утиль и покупать новые. Чем старше автомобиль, тем больший налог каждый из нас должен платить, и тогда мы будем задумываться о том, на каком этапе нам следует поменять автомобиль на новый. Когда же сегодня люди ездят на 20-30-летних автомобилях, то вопрос о том, бросятся ли люди сдавать старые автомобили в утиль, не актуален. Сильного всплеска по сдаче, я думаю, не будет.
С.Е.: Вопрос достаточно сложный. С одной стороны, решение об ограничениях, связанных с использованием старых автомобилей, социально непопулярно – мы понимаем, что у населения разный достаток. Резко ввести ограничения тоже нельзя – это вызовет недовольство. С другой стороны, нужно бороться за экологию. Нужно найти золотую середину, и постепенно ввести экологические нормы.
Какова реальная стоимость утилизации автомобиля? Какие затраты несет, например, "Минсквтормет" на то, чтобы получить на выходе полезный материал? Выгодно ли принимать в утиль автомобили?
А.А.: На сегодняшний день затраты по утилизации одного легкового автомобиля составляют около 167 тысяч рублей. Затраты небольшие, но и выгоды особой мы не имеем. Переработка металлолома от населения – это самая низкорентабельная отрасль, поэтому наши доходы составляют не более 9%.
Получается, что вы тратите деньги на переработку автомобиля в металл, выплачиваете компенсацию владельцу автомобиля, и на выходе получаете какие-то деньги.
А.А.: Да, немного остается, потому что металлолом продаем дороже. Утилизация автомобиля – это серьезный процесс: нужно слить все жидкости, извлечь двигатель, потому что там много цветных металлов, снять колеса. Идет серьезная предварительная разборка автомобиля, после чего остов идет на шредерный комплекс, который дробит металл, стекло, резину на небольшие кусочки. Потом все это сортируется, металл сдается.
Планирует ли Ford расширение инициативы по утилизации за пределы столицы?
С.Е.: Планируем. Этот вопрос требует определенных согласований, но мы бы хотели запустить программу и в других крупных городах страны, в которых представлен Ford. Так уже с 1-ого февраля получить сертификат за утилизированный автомобиль смогут и жители Бреста.
А.А.: Никаких вопросов здесь нет, потому что отделения ГО "Белвтормет" существуют по всей республике. Наши базы есть в 36 населенных пунктах, в областных городах – отдельные юридические лица.
В последнее время Ford сделал на белорусском рынке множество нестандартных шагов по привлечение клиентов и внимания общественности. Вы не планируете в будущем объединять или комбинировать наработки и предложения? Например, объединить льготное кредитование и утилизацию или вывести комплексное предложение, которое учитывает условия трейд-ин, утилизации и льготного кредитования?
С.Е.: Пакетные предложения всегда интересны, и мы от этого не отказываемся. Понятно, что такое предложение, как кредитование под 5%, очень выгодно, но это вопрос серьезных договоренностей с партнерами. Мы коммерческая организация, и должны рассчитывать на определенную прибыль от нашей работы. Поэтому если мы в один пакет совместим несколько вариантов, которые снижают нашу маржу, то понятно, что это будет тяжело. С другой стороны, клиент должен получать пакет, и если он сможет получить еще и скидку за сданный автомобиль, это будет ему выгодно. Этот вариант рассматривается, но данный вопрос - не сегодняшнего дня. Сейчас мы продолжаем 5%-ное кредитование, на днях предложим новый ряд автомобилей с новым прайсом, поэтому интересные варианты будут.
Во время разработки программы утилизации мы пытались учесть взаимные интересы, достаточно долго занимались согласованием, но прекращать ее мы не собираемся. Я считаю, что эта программа даст результат через два-три месяца: до населения дойдет вся информация, человек посчитает и поймет, что терять такую выгоду несерьезно. Данная программа не из тех, которые дают моментальный эффект, и не из тех, которые можно запускать на ограниченный срок. Ее нужно запускать на продолжительное время, потому что эта информация должна дойти до широкого круга населения. Только тогда она сыграет свою роль и будет иметь значение. Я считаю, что она имеет больше социальную цель, нежели экономическую.
av.by
 
|