Иногда черное может стать белым, если посмотреть на него под другим углом. Активное и нервное обсуждение темы подорожания ввоза подержанных машин во втором полугодии спасло от кризиса торговцев бывшим в употреблении «железом».
Но настолько ли страшное будущее подержанного транспорта, как его раскрашивают в темные тона на автомобильных рынках? Спокойно взвесив все «за» и «против», можно сделать вывод, что шансы повышения пошлин на «объезженную» технику почти мизерны.
И в прошлом, и в этом году все рынки товаров длительного потребления переживали падение объемов продаж и прибыли. Производителям бытовой техники, мебели, электроники приходилось повально снижать цены. И только подержанные автомобили подорожали! Традиционно «спокойный» январь показал удивительные результаты: физлица увеличили импорт автомобилей на 7,3 % по сравнению с январем 2009 года, причем в денежном выражении он вырос на 4,8 %, до 42,1 млн. долларов. Перегонщики грамотно воспользовались туманом неизвестности вокруг будущих пошлин и благодаря беспокойным слухам смогли продемонстрировать удивительные для кризисного времени результаты.
Но посмотрим на ситуацию без эмоций. В последние годы в России подержанные иномарки, прибывшие из-за границы, занимают мизерную долю рынка, не превышающую 2—4 %. И заградительные таможенные пошлины только отчасти потеснили импортные «бэушки». Пожалуй, свою роль сыграло развитие сборочных производств иномарок внутри страны. Отверточную сборку в России наладили уже многие крупные автоконцерны. Правда, большинство моделей пока свинчиваются исключительно из привозных запчастей. Достигнуть локализации удалось только по считанным позициям. А практически всем инвесторам при входе на рынок ставилось условие: в течение трех лет добиться размещения до 30 % комплектующих и агрегатов на российских предприятиях. В противном случае сборочные производства могут лишиться льгот по таможенным пошлинам. Реально уложиться в отведенные сроки многим автоконцернам помешал кризис. Но, как утверждают и российские, и белорусские эксперты, правительство РФ продлит преференциальный режим: в современной ситуации нельзя разбрасываться инвесторами. Особенно если они вкладывают в отрасль легкового машиностроения, которую собственные олигархи не осыпают дождем вложений. Разве что спекулируют акциями на бирже.
Зеленый свет «сборщикам» позволил еще до кризиса «газануть» российским потребителям. К тамошним автолюбителям постепенно стало приходить понимание: машина должна быть новой. Потребителей, судя по объемам продаж и спроса, даже особенно не волновали многочисленные едкие замечания «инженерных» аналитиков, которые упорно умаляли качество российской сборки по сравнению с иностранными заводами. Недаром существует водительская пословица: лучшая марка автомобиля – с нулевым пробегом. Потребность российского рынка в подержанных «коньках» падала по объективным причинам. Замещение бы произошло постепенно, без эксцессов, без закручивания гаек для импорта на таможне, если бы не кризис. Финансовые неурядицы пошатнули и без того несбалансированное положение АвтоВАЗа. Его-то и начали спасать заградительными пошлинами.
Кстати, в благостные 2007—2008 годы ежегодно в России продавалось около 2,5 млн. единиц новой легковой автотехники. Падение продаж произошло в 2009-м, но 1,7 млн. новых машин продать удалось. В Беларуси и абсолютные, и относительные показатели оказались более скромными: около 27 тыс. авто в «упаковке» в 2008 году и около 18 тыс. – в 2009-м. В России одна проданная новая машина приходится приблизительно на 55 человек, а в Беларуси – более чем на 500. Почти десятикратная разница. Причем в России 60—70 % приходится на долю импортных брендов.
При таком соотношении несколько наивно полагать, что рынок соседей боится дешевых подержанных машин, которые могут лавиной хлынуть из Беларуси. Там уже сложилось несколько иное потребительское мировоззрение. Конечно, уровень жизни россиян пока не позволяет им, как европейцам, менять машины каждые 3—5 лет. Достаточно большая категория граждан может пока позволить себе только автомобиль «с чужого плеча». Но объем реализации «новья» уже достиг той критической массы, когда потребность в подержанных машинах может удовлетворяться за счет внутренних продаж. Причем скупкой и реализацией техники секонд-хенд активно занимаются крупные компании. У автодилеров активно действует система «trade-in» – зачет старого автомобиля при приобретении нового, развивается и сегмент автохаусов: машины принимают на комиссию, чинят, тестируют, приводят в приличный вид и продают, зачастую даже предоставляя краткосрочную гарантию новому хозяину. Эпоха автобазаров и безвестных частников-перекупщиков уходит в России в небытие. И отечественные перекупщики при всем желании не смогут со своим предложением вклиниться в сбалансированную систему бизнеса. Российские коммерсанты запросто выдавят нежелательных белорусских коллег.
Впрочем, на правовом уровне российский рынок надежно защищен от системы импорта европейских «бэушек» транзитом через Беларусь. И неважно, какие будут пошлины и на какой границе будут находиться сотрудники таможни. Дело в том, что очищенную от пошлин машину в Беларуси невозможно поставить на учет в России: для ввоза автомобиля в эту страну необходим ПТС (паспорт транспортного средства), который могут выдавать только представители российской власти. Поэтому даже в рамках Таможенного союза возможно существование «раздельных» пошлин на легковые подержанные авто для Беларуси и России.
И волнения наших автолюбителей несколько напрасны. Кому же выгодно нагнетание обстановки? Конечно, перегонщикам. Это только внешне автомобильные базары кажутся стихийными. В действительности доставка и перепродажа подержанных машин в Беларуси достаточно структурированный бизнес, с вполне четкими центрами принятия решений. И оборот этого рынка, по различным оценкам, составляет около 1 млрд. долларов. Внушительная сумма, чтобы оставаться «бесхозной» исключительно в руках мелкого бизнеса. Косвенно такие обороты всегда контролируются явными или подпольными коммерческими структурами.
Спровоцированный ажиотажный спрос на «бэушки» пока на руку перекупщикам. Их бизнес от кризиса нисколько не пострадал. Правда, вера в высокие пошлины со второго полугодия – мина замедленного действия. Тучи пессимизма подтолкнули потребителей не только ринуться на авторынки, но и поехать за новой «подержанной лошадкой» в Европу. Говорят, что в приграничных с Польшей районах многие белорусы позажиточнее привезли себе машину-другую про запас. Надеются подзаработать на повышении пошлин и цен после 1 июля. Но подогретый слухами спрос неминуемо упадет во втором полугодии, независимо от статуса подержанного автотранспорта в Таможенном союзе. Не исключено, что к концу года предложение «бэушек» в несколько раз превысит спрос на них. И тогда-то цены поползут вниз независимо от условий ввоза. Уровень пошлин будет влиять только на глубину падения. Но не настолько сильно, как это до сих пор хотят представить некоторые эксперты.
--------------------------------------
Новое скомпрометировало бывшее в употреблении
Повышение ввозных пошлин на автотранспорт для юридических лиц с 1 января этого года также сыграло свою роль в рекламе для рынка подержанных машин. В начале года ряд интернет-ресурсов трубили со ссылкой на экспертов об увеличении цен на авто «в упаковке» на 50—70 %. Самое примечательное: аналитики-«паникеры» фактически не имели никакого отношения к официальным автодилерам.
Официальные представители зарубежных концернов в республике изначально утверждали: новые пошлины заставят их поднять ценники, но не «задрать» до облаков. Подорожание планировалось в пределах 15—18 %. Это для потребителей неприятно, но такая динамика не делает машины «с нуля» априори недоступными. Другой вопрос, что в январе—феврале автодилеры проводили ряд встреч и консультаций с государственной таможенной службой для решения технических вопросов. В частности, заключения меморандумов о взаимопонимании между белорусским ГТК и иностранными автопроизводителями. Впрочем, аудитория всегда доверяет охотнее плохим прогнозам, чем оптимистичным. Поэтому слухи о недоступности нового автотранспорта продолжали муссироваться вплоть до начала апреля, провоцируя потенциальных покупателей тратить деньги не на новые автомобили, а на бэушные.
Сегодня этот информационный конек, доказывающий перспективность подержанного автотранспорта перед новым, устарел. В марте в автосалонах наконец-то появились свежие предложения машин, завезенных в 2010 году. Как и обещали автодилеры, рост стоимости новых машин не превысит 10—15 %. Иностранные поставщики, понимая ситуацию, сделали определенные ценовые поправки для белорусского рынка, снизили свою рентабельность продаж и отечественные автосалоны. Значит, часть покупателей, обладающих суммой в 20—30 тысяч долларов, уже пойдут не на автобазар, а к официальным продавцам новинок.
av.by
 
|