После двухлетней тяжбы брестчанин, воспользовавшийся услугами частного автосервиса, отсудил у предприятия более тридцати миллионов рублей.
Хмурым декабрьским днем 2007 года брестчанин Андрей Муха зарулил на станцию автотехобслуживания ЧУП «БелАвтоЛюкс», что по улице Спокойной в Бресте, на собственном «рено». А «вырулить» из ситуации, создавшейся в результате конфликта с дирекцией частного автосервиса из-за топорной работы его рабочих, смог только в начале 2010-го. Суд Московского района Бреста обязал виновников брака выплатить истцу более тридцати миллионов рублей.
История двухлетнего противостояния с бракоделами показательна в двояком отношении. С одной стороны, она демонстрирует действие закона о защите потребительских прав. С другой – настораживает тем обстоятельством, что для доказательства своей правоты герою публикации пришлось проявить невероятную настойчивость, положив на алтарь победы немало душевных сил и денежных средств в виде судебных и экспертных издержек. На такой изнурительный юридический марафон способен далеко не каждый автовладелец.
Начало своим «хождениям по мукам» Андрей положил собственной ошибкой. При оформлении заявки 12 декабря 2007 года он доверился мастеру, оформлявшему заказ. Дал ему, как утверждает, 250 долларов США на запчасти и получил обещание, что все будет сделано к завтрашнему дню. Но машину ему отдали только через двое суток. Причем, передавая автомобиль хозяину, мастер проинформировал его о том, что новый сальник из-за дороговизны и дефицитности он так и не купил, а отреставрировал старый. Поэтому теперь Андрею нужно следить за уровнем масла в коробке передач, так как возможна его утечка. Это заказчика возмутило, но в данной ситуации ему не оставалось ничего другого, как надеяться на порядочность исполнителей.
Уже через несколько дней предсказания мастера сбылись – масло из коробки передач стало уходить, и «рено» вновь покатил на улицу Спокойную. Теперь уже Андрей, почуяв неладное, оставил соответствующую запись в книге замечаний и предложений автосервисной мастерской, после чего ему поменяли здесь отреставрированный сальник первичного вала и сальник штока выбора передач. Новые детали он купил на этот раз сам и привез в мастерскую, что обошлось ему еще в сто долларов США. Но деньги снова были выброшены на ветер. Едва выехав за ворота автомастерской, Андрей почувствовал, что первая передача включается с трудом. Через несколько дней, оборвав крепежные болты, коробка передач вообще… оторвалась. Андрей вместе со своим пассажиром, сидевшим в тот день в его автомобиле, до сих пор благодарят судьбу за то, что случилось это на скорости двадцать километров в час. Как впоследствии пояснил на заседании суда специалист автотехник, который проводил экспертное обследование автомобиля, если бы эта авария сучилась даже на скорости шестьдесят километров в час, то последствия могли бы быть трагическими. Он пояснил, что коробка сорвалась из-за того, что два из трех крепежных болтов не были до конца затянуты.
Автомобиль в злополучную мастерскую пришлось везти на эвакуаторе. Доставив «рено» на Спокойную, Андрей потребовал книгу жалоб и предложений и написал, что обрыв произошел после ремонта. Тут уже на авансцене событий появился директор ЧУП «БелАвтоЛюкс» Дмитрий Панько. Он стал доказывать клиенту, что виновата в случившемся не халатность его подчиненных, а усталость металла. На этом основании принимать автомобиль обратно в установленном порядке руководство предприятия не захотело, отказав клиенту в выдаче приемосдаточного акта. Это же насколько должен «устать» металл, чтобы у машины семилетнего «возраста» на ходу вывалилась коробка передач! Продолжить дискуссию директор, отказавшийся оформлять возврат обездвиженного автомобиля, предложил Андрею Мухе утром следующего дня. Но когда тот назавтра вновь приехал на Спокойную, то в автосервисе не нашел никого, кроме мастера.
Понимая, что без документального подтверждения, он ничего не докажет, Андрей Муха после двухдневных дебатов с представителями администрации автосервиса обратился в Республиканское общество защиты прав потребителей. Председатель брестского отделения этой организации Виталий Британов посоветовал Андрею вызвать милицию и с ее помощью получить предусмотренный установленным порядком документ. Действительно, только в присутствии сотрудника Московского РОВД Бреста мастер составил приемосдаточный акт, в котором были указаны все повреждения автомобиля. Тут же закипела и работа. Уже в тот же день мастер позвонил Андрею и сообщил, что автомобиль отремонтирован. Отвечая на вопрос о том, как же мастерской удалось так быстро устранить столь серьезную неполадку, он раскрыл «секрет» примененной технологии ремонта: оказывается, что вырванные из гнезд крепежные болты коробки передач здесь посадили на клей-герметик.
Андрей тут же направился на улицу Спокойную. И вновь ощутил все признаки надувательства. Заказ-наряд с указанием оригинальной технологии, основанной на применении клея-герметика, выдали на руки с большой неохотой. Но сев за руль своего «рено», хозяин, как ни старался, не смог включить первую передачу. Наблюдавший за его потугами мастер автосервиса вызвался помочь. Продемонстрировав настоящую водительскую выучку, он заставил автомобиль тронуться с места и даже проехал несколько десятков метров. Но неожиданно коробка передач вновь со скрежетом оборвалась, и «рено» застыл, так и не покинув территории автомастерской. Когда машину подняли на подъемнике, то увидели, что болты вновь вырвало, причем вместе с резьбовой частью, при этом при падении коробки обломилась и часть самого кронштейна крепления. На этот раз Андрею вновь крупно повезло, что он не смог включить скорость. Тем самым он оградил себя от обвинений в том, что «ездит по ухабам и колдобинам», сводя насмарку работу специалистов ЧУП «БелАвтоЛюкс». Но не только от подозрений в неумении аккуратно ездить спасла его инициатива мастера сесть за руль. Как показал в суде специалист-эксперт, применение клея-герметика при таком восстановительном ремонте недопустимо. После осмотра машины оказалось, что болты из резьбовых отверстий свободно выходили.
По знакомому сценарию на следующее утро тот же мастер вновь позвонил и сообщил, что автомобиль отремонтирован. С большими сомнениями отправился Андрей по знакомому адресу. Недобрые предчувствия оправдались. Первая передача «отремонтированной» машины так и не включалась, после чего хозяин, сделав соответствующую запись в книге замечаний и предложений, забирать ее отказался. На этом этапе оказания услуг во взаимоотношения с невезучим клиентом решительнее, чем в первый раз, вмешался директор предприятия Дмитрий Панько. Видя, что дело принимает нежелательный для его фирмы оборот, он по телефону потребовал от заказчика, чтобы тот немедленно забрал свой «рено» с территории предприятия и при этом оставил расписку, что не имеет никаких претензий. Дошло до того, что руководитель даже пригрозил вызовом милицейского эвакуатора, и владельцу «рено» срочно пришлось отпрашиваться с работы и ехать на Спокойную. Настояв на выдаче заказ-наряда, подписывать «мировую» с бракоделами Андрей все-таки отказался.
А потом началась другая эпопея – судебная. Чтобы доказать свою правоту, Андрею Мухе пришлось обратиться за помощью в Центр экспертизы и криминалистики Министерства юстиции РБ. Процесс растянулся на два года. За это время истец сменил двух адвокатов, дважды требовал отвода судьи. Состоялось девять судебных заседаний, завершившихся хоть и не полным, но внушительным в материальном отношении признанием требований клиента ЧУП «БелАвтоЛюкс». В его пользу с ответчика должно быть взыскано более тридцати миллионов рублей. Теперь за дело взялись судебные исполнители. Но пока Андрей Муха не получил ни одного рубля из присужденной ответчику суммы, и поэтому думает, что его противостояние с предприятием автосервиса еще не закончено.
AV.BY
 
|